известен также как: Монастырь Богоматери в Балыклы, Источник с рыбами, Balıklı Meryem Ana Rum Ortodoks Manastırı.
Google Earth: широта: 41° 0'23.64"N, долгота: 28°54'56.69"E
Движемся по дороге Силиврикапы-Мевлянакапы Йолу (Silivrikapı-Mevlanakapı Yolu) вдоль западной стены Константинополя по направлению от залива Золотой Рог к Мраморному морю. Доезжаем до ворот в константинопольской стене под названием Силиврикапы (Silivrikapı). (Второй светофор после тоннеля на развязке в месте пересечения дороги Силиврикапы-Мевлянакапы и проспекта Миллет (Millet Caddesi)).
Сразу же за светофором поворачивайте направо на территорию городского кладбища. Указатель на столбе рядом с поворотом (к сожалении на фотографии отсвечивает) имеет надпись "Гасильхане" (Gasilhane).
Повернув, продвигаемся вперед метров на 100-150 до первого поворота направо.
Поворачиваем направо.
Далее двигаемся все время прямо, никуда не сворачивая.
Через некоторое время вы выйдете на открытое пространство. Прямо перед вами будет вход на армянское кладбище, а слева (указано стрелкой) как раз вход на территорию монастыря Балыклы.
Заходите в дверь, которую вы видите на следующей фотографии.
Когда вы зайдете во двор, перед вами будет две двери. Через любую из них можно попасть к святому источнику (только разными путями). Начните с правой (обычный путь осмотра для большинства туристических групп). Через левую вы потом выйдете. Помните, что вы находитесь на территории действующего монастыря, и излишнее любопытство (попытки пройти в другие помещения) будет неуважением к хозяевам.
Войдя в дверь вы увидите спускающиеся вниз ступени. Идите по ним и, повернув в конце лестницы налево, попадете к самому святому источнику.
Закончив осмотр источника, поднимайтесь по лестнице расположенной слева (если смотреть на сам источник) наверх.
По ней вы выйдете в монастырский внутренний двор. Здесь находятся могилы людей внесших заметный вклад в поддержание монастыря, а также могилы некоторых из константинопольских патриархов.
Следующий пункт вашего посещения будет монастырская церковь. Чтобы попасть к ней, надо выйти в дверь, расположенную рядом с той, из которой вы попали во внутренний двор.
Вы попадете в коридор. Слева от вас будет выход, а прямо и немного направо - вход в церковь (на фото указан стрелкой). Вам туда.
С живоносным источником связано много интересных легенд. Одна из них относится к явлению источника императору Византии Льву I (Маркеллу). В середине V века (судя по хронологии легенды это был 450 год н.э.) молодой воин, которого звали Лев, гулял за стенами города. (Живоносный источник, как вы видели по фотографиям, действительно находится непосредственно за константинопольской крепостной стеной). В чаще он увидел старца, который попросил воды. Воду же можно было найти только в городе. Воин обратился к Божьей Матери. Она воочию явила свой глас и велела Льву зайти вглубь рощи, найти там источник, дать старцу испить и протереть ему очи.
Воин сделал все так, как ему велели. В этот момент Матерь Божья явила первое чудо – старец прозрел. И Она обратилась ко Льву второй раз, сказав: «Император Лев (Лев же на тот момент не был императором), не забудь это место».
Действительно, через семь лет молодой воин стал императором могущественнейшей Римской империи. На месте обнаружения источника он воздвиг храм во имя Пресвятой Богородицы. А иконописцам заказал икону Матери Божьей. Она изображалась на иконе по пояс с превечным младенцем Иисусом Христом на руках, а из ее лона истекала живительная вода, от которой исцелялись все приходящие с верой (не только христиане, но и представители других конфессий).
С V века эта церковь претерпела разрушения и пожары, но вновь воздвигалась, а источник никогда не пересыхал.
Раньше на этой территории был мужской монастырь, а в настоящее время здесь обитель женского монастыря.
История христианства упоминает о множестве чудес и исцелений, связанных с живоносным источником, в том числе и оживление мертвого человека. Это событие обязательно вспоминается православной Церковью в первой седмице после Пасхи. Т.е. через пять дней после Пасхи совершается память Иконы живоносного источника Пресвятой Богородицы.
Согласно легенде, один из христиан, находящийся в преклонном возрасте отправился в паломническую поездку к святыне Константинополя. Путь был долгий и трудный, значительная его часть проходила по морю. Паломник попросил своих попутчиков довезти его до источника, что бы ни случилось. И так произошло, что в дороге он умер. Но попутчики, исполняя наказ, довезли его до источника, облили водой и старец ожил. Всю оставшуюся жизнь он посвятил служению этой церкви.
После падения Константинополя храм был разрушен, но из-под обломков продолжала бить живительная вода, к которой шло множество народа за исцелением. Когда в 1836 году получили исцеление сам султан и его супруга, он разрешил снова воздвигнуть здесь храм.
На многих языках мира это место называется не только как живоносное, но и «рыбное» («Балыклы» – по-турецки значит «с рыбами»). С этим названием связана еще одна легенда.
В 1453 году в мае месяце – в день падения Константинополя – возле источника сидел старец и жарил рыбу. К нему подбежал послушник и сказал, что Константинополь пал. Старец не поверил. Он сказал, что скорее рыбы, которых он жарит, оживут, чем Константинополь будет захвачен врагом. В этот момент сковорода перевернулась, рыбы попали в источник и ожили.
Рыбы в источнике плавают до сих пор. Многие из них имеют на боках коричневые пятна, как будто рыбок поджарили. Чтобы их увидеть, поднимитесь на пару ступенек непосредственно рядом с источником и посмотрите на воду рядом с мраморными стенами (не всегда рыбки выплывают на середину).
Кстати, не забудьте испить святой воды из источника и умыться. Желающие могут взять с собой стоящие рядом пластиковые бутылочки, уже заполненные водой служителями. Денег за это никто не берет, но вы можете пожертвовать на содержание монастыря, опустив деньги в расположенные рядом с источником специальные ящики. Так же и со свечами. В отличие от храмов в России, вам никто не будет продавать свечи. Вы можете их брать сами и ставить рядом с иконами. Но пожертвование некоторой суммы будет правильным.
Конечно же, центральное место в храме занимает Икона Живоносного источника, на ней изображен сам Источник, Богордица и люди, исцеляющиеся от воды. Сюжет, повторяющий эту икону, неоднократно встречается во всех помещениях монастыря.
Однако, в храме есть еще одна очень важная икона – икона Пресвятой Богородицы «Благовещение» (т.е. изображающая событие получения Божьей Матерью благой вести о том, что она зачнет от Духа Святого и станет матерью). Говорят, что одному из священников было явление Богородицы. Божья Матерь велела найти ее икону. Такое же послание было передано и простой женщине. Священник, повинуясь словам Богоматери, вывел весь свой приход в поле за пределы Константинополя на поиски. И нашли нерукотворную икону благовещение. Поиски продолжались долго. Все были сильно измождены (день выдался жаркий), но нерукотворная Икона Благовещения была найдена. Тогда Богородица явила чудо. Абсолютно высохший колодец наполнился питьевой водой, и участники поисков смогли напиться. На этом месте был построен монастырь. В монастыре была сделана первая копия Благовещения в серебряном окладе. Сам монастырь также изображен на иконе, которая находится в Балыклы.
Рассматривая иконы в церкви монастыря, вы будете встречать непривычный для нас византийский стиль. Так, например, иногда Иисус Христос изображается как пастух с овцами (пастырь и паства).
Интересная икона, изображающая само событие обретения Живоносного источника, находится в церкви монастыря Балыклы. Когда зайдете в церковь, пройдите в правый угол рядом со входом. Там вы увидите большое полотно на котором изображен римский воин, ведущий старца.
В России Икона Живоносного источника весьма почитаема. Приведу текст с сайта «Церковного Вестника» (http://www.tserkov.info).
«Почитание этого образа пришло на Русь из Византии, где в течение многих столетий чтили явленный будущему императору Льву Маркеллу образ Божией Матери “Живоносный источник”. В России немало других чтимых икон Божией Матери “Живоносный источник”. Одна из самых известных — в Саровской пустыни, где подвизался преподобный Серафим Саровский. Преподобный часто посылал больных богомольцев молиться перед иконой “Живоносный источник”, и они получали исцеления. На воронежской земле было немало знаменитых святых источников и в том числе Свято-Тихоновский, выкопанный, по преданию самим святителем Тихоном Задонским. Сегодня источник восстановлен и вновь стал местом паломничества. Другой святой источник в районе Задонска, над которым еще в 1730 году была выстроена каменная часовня, вплоть до 60-х годов XX века был местом сбора богомольцев. Затем власти распорядились забетонировать источник. Но в 1994 году усилиями жителей Задонска его местонахождение было установлено и он возрожден.
По благословению владыки Мефодия, на Пасху в 1991 году, в Светлую седмицу, когда празднуется икона “Живоносный источник”, образ Божией матери “Живоносный источник” был передан монастырю из Покровского кафедрального собора. В отличие от утраченного образа, на этой иконе афонского письма XIX века Пресвятая Богородица изображена без окружающих Ее страждущих и предстоящих Ей святых — только в окружении ангелов. Икона была передана монастырю поврежденной, со значительными утратами живописного слоя. После реставрации образ был помещен в резной застекленный киот для лучшей сохранности. Ежегодно в Светлую Пятницу воронежское духовенство и тысячи верующих собираются на литургию и молебен у иконы “Живоносный источник”, которые по традиции возглавляет правящий архиерей».
Другие фотографии: