известена также как: Паммакаристос, Церковь Богоматери Радующейся, Обитель Всеблаженнейшей.
Google Earth: широта: 41° 1'44.61"N, долгота: 28°56'46.90"E
Вариант 1:
Начало движения - мечеть "Фатих" (Fatih Camii). Найти мечеть "Фатих" не сложно. Она указана во всех туристических справочниках, в городе имеются указатели на нее, и любой таксист не ошибется с адресом, если вы попросите отвезти к мечети "Фатих". А вот мечеть "Фетхие" (Fethiye Camii), как теперь называется Церковь Богоматери Всеблаженнейшей, знает далеко не каждый, хотя сейчас это действующий музей.
И так, становимся лицом к юго-западному (основному) входу в мечеть "Фатих". Теперь поворачиваемся налево и идем к воротам в ограде мечети с северо-западной стороны. Нам нужен не тот выход, который виден практически уже от начальной точки нашего маршрута, а расположенный несколько правее. Для того, чтобы его увидеть, вам надо повернуть за угол мечети.
Вот так выглядит нужный нам выход.
Подойдя к воротам, вы увидите уходящую вдаль улицу. По ней дальше и пойдем. Называется улица "Проспект Дарюшшафака" (Darüşşafaka Caddesi).
Через некоторое время вы выйдете на перекресток,
с которого впереди будет видно кафе "Кюлюнкоглу" (Külünkoğlu Unlu Mamülleri) (на момент съемки - здание желтого цвета).
Кстати, район в котором вы находитесь называется "Чаршамба" (Çarşamba), что переводится "Среда". Именно по средам здесь организуется рынок. "Чаршамба" считается крайне исламистским районом, поэтому не рекомендую вам появляться здесь в вызывающей одежде, либо привлекать к себе внимание развязанным поведением.
Продолжайте движение прямо по дороге, проходящей слева от кафе.
Вскоре вы окажетесь у места, где улица, по которой вы шли, поворачивает налево и уходит вниз. А прямо перед вами небольшая улица, уходящая вглубь дворов. Еще одна примета - старое дерево у дороги (во всяком случае, оно было на момент съемки).
Называется эта улица "Медресе Фетхие" (Fethiye Medresesi sokağı).
Как только вы повернете на улицу "Медресе Фетхие", увидите то, что искали - Церковь Богоматери Всеблаженнейшей.
Вариант 2
Это, фактически, тот же самый путь, но начало от другой точки (удобно для тех, кто добирается на собственном автомобиле).
Начинаем движение от Греческой патриархии вдоль залива "Золотой Рог" в направлении к Босфору. На первом светофоре поворачиваем направо. (Рядом с поворотом по правой стороне выделяется характерный круглый купол).
Повернув направо, продолжаем движение по улице, которая постепенно взбирается на холм.
Слева остается ресторан "Четыре времени года" (Dört Mevsim).
Поднявшись еще выше, вы увидите минарет мечети "Фатих".
А рядом с этим красным зданием направо будет уходить проспект Дарюшшафака" (Darüşşafaka Caddesi), известный вам по первому варианту.
Поворачиваете на проспект "Дарюшшафака" (врочем выбора у вас нет - прямо проезд закрыт) и далее как в первом варианте. На подъезде к мечети "Фетхие" есть небольшие платные парковки (не всегда заметные на первый взгляд), но проще проехать непосредственно к музею. Вокруг него обязательно найдется место для вашего автомобиля.
Храм был воздвигнут в XII веке по приказу протостратора Михаила Дуки и его супруги Марии (сестры императора Алексея Комнена). Изображения обоих ктиторов находились в самом храме. Первоначально в здании располагалась женская обитель.
Из настоятелей обители известны: Иоанн (духовник императора, возведен в сан патриарха под именем Иоанна ХII в 1294 г.); Нифон (игумен и архимандрит обители, назначен епископом Патроса в 1397г.); Феофан (возведен в 1400 г. в сан митрополита Ираклии).
В храме сохранилось несколько мозаичных изображений. Здание церкви напоминает Церковь в Хоре, но, как бы, в миниатюре.
Поскольку при взятии турками Константинополя вместе с императором Константином (Комненом) погиб и патриарх Афанасий II, султан Мехмет Фатих велел исповедующим христианство жителям города избрать себе патриарха в соответствии с древним обычаем.
Избранный патриарх - Геннадий Схоларь разместился с патриархией в храме Св.Апостолов, по величине и красоте занимавшем первое место после Св.Софии. (Сейчас на фундаменте храма находится мечеть «Фатих»).
Спустя два года (в 1455 г.) ночью на территории патриаршего храма был найден труп турка. Патриарх, боясь мщения со стороны турок (вокруг жили исключительно мусульмане), попросил у султана разрешения перенести Патриархию в обитель Всеблаженнейшей, вокруг которой было множество домов христиан. Отношения между султаном и патриархом были в то время хорошие (можно даже сказать дружеские), и поэтому султан удовлетворил просьбу Геннадия. В обитель Всеблаженнейшей были перенесены иконы и богатая церковная утварь. Монахини разместились в близлежащем Храме Св.Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи) в Труллах. Султан Мехмет Фатих сам неоднократно посещал обитель.
В царствование Сулеймана Великолепного (Законодателя) при Патриархе Иеремии (1520-15391) турки потребовали, чтобы христиане были окончательно изгнаны из всех своих церквей. Поводом к такому требованию стали слова муфтия Стамбула о том, что христианские церкви и обители не должны существовать в городе, завоеванном мечем. Жалованные грамоты, которыми некоторые храмы предоставлялись в пользование христианам, были сожжены.
К счастью христиан, греку Ксенакису, занимавшему важный государственный пост, великий визирь Ибрагим паша посоветовал представить в верховный государственный совет свидетелей из мусульман, которые воевали под знаменем Мехмета и могли бы подтвердить, что Константин передал завоевателю ключи без боя. Если таковые свидетели найдутся, тогда можно будет удержать мусульман от нападения. Свидетели должны были быть представлены в течение 20-ти дней.
Христиане послали гонцов в Адрианополь, где были еще в живых двое из бывших солдат Мехмета. Солдат привели прямо к Патриарху, который принял их необыкновенно радушно. На другой день Патриарх с двумя свидетелями, в сопровождении несметного количества народа, явился в государственный совет. На вопрос визиря: взят ли Константинополь приступом, или сдался добровольно, бывшие солдаты ответили что добровольно, что царь Константин, видя невозможность защищаться, послал к Мехмету послов с предложением мира. При чем просил не грабить и не убивать христиан, а оставить в покое на своих прежних местах, не отягчая их ни карами, ни другими насильственными мерами. Мехмет с радостью принял предложенные императором условия и дал письменное удостоверение в том, что сохранит их и на будущее время нерушимо. После этого царь «Ромеев» явился к Мехмету и вручил ключи Константинополя. Это показание солдат было передано визирем султану Сулейману, который приказал не беспокоить христиан и на будущее время не трогать их церквей.
Обитель оставалась в руках христиан 136 лет. На территории храма были погребены Патриархи, находившиеся во главе Церкви в период с 1455 по 1591 гг. (могилы до наших дней не сохранились). До падения Константинополя в Храме были также гробницы царей Алексея Комнена, Анны Комненой, Иоанна Палеолога. Здесь же хранились мощи Св.Ефимии, Св.Соломонии и Св.Феофании.
В царствование Мюрада III в 1591 году при Патриархе Рафаиле обитель отнята у христиан. Патриархия была перенесена сначала в церковь Св.Дмитрия (в Ксилопорте), а при Патриархе Тимофее I (1614-1621) - в нынешний Патриархат. В новую Патриархию были перенесены все мощи и мозаичное изображение Храма Всеблаженнейшей. На Патриаршей печати с одной стороны оттиснуто изображение Обители Всеблаженнейшей, а с другой – имя Патриарха.
Другие фотографии: