Альтернативный Стамбул - Монастырь Пантократора
Альтернативный Стамбул

Монастырь Пантократора (Zeyrek Camii)

известен также как: Церковь монастыря Христа Вседержителя. 

Как добраться

Google Earth: широта: 41° 1'10.63"С, долгота: 28°57'25.65"В

Путь

Путь

С моста Ататюрка (Atatürk Köprüsü) следуем по бульвару Ататюрка (Atatürk Bulvarı) в направлении Мраморного моря. (фото 01).

Уже с моста Ататюрка впереди справа на холме будут видны купола. Это и есть церковь монастыря Пантократора.

Двигаясь в указанном направлении по бульвару Ататюрка останавливаемся (не доезжая до акведука) у подземного перехода "Зейрек" (Zeyrek yeraltı geçidi). И поворачиваем на уходящую вверх-направо улицу "Зейрек Мехмет Паша" Zeyrek (Mehmet Paşa Sokağı)

Выбрать правильное направление помогут также указатели "Зейрекхане" (Zeyrekhane).

Продолжаем движение наверх.

Поворачиваем направо на первой развилке.

И через несколько метров еще раз направо (здесь также есть указатель "Зейрекхане").

Дальше все просто - церковь монастыря будет уже постоянно в поле зрения. Идти все время прямо.

С восточной стороны здания есть кафе и смотровая площадка, с которой открывается хороший вид на залив "Золотой рог" и прилегающие районы.

С западной стороны вход в мечеть. А рядом, напротив юго-западного угла мечети, небольшое сооружение, в котором располагается служебное помещение служащего министерства культуры - смотрителя памятника архитектуры "Мечеть Зейрек". Если удастся с ним договориться, то он может показать вам подвальное помещение его конторы, где сохранилась древняя кладка - остатки прежнего монастыря.

Обратите внимание, что турецкое название памятника архитектуры, который мы ищем, "Мечеть муллы Зейрека" (Молла Зейрек Джами "Molla Zeyrek Camii"). Если будете спрашивать дорогу у местных жителей, используйте именно это название.

 


О монастыре Пантократора

Монастырь был построен по указанию Иоанна Комнена и его супруги Ирины (дочери венгерского короля Владислава). По размерам, красоте и богатству монастырь был один из самых знаменитых в Константинополе. При Комненах (1145) в нем подвизалось до 700 монашествующих. Монастырь располагался в богатом (на то время) районе, и в него, как правило, уходили представители привилегированных слоев населения.

В 1149 году при Мануиле Комнене и при игумене обители Иосифе сюда была перенесена особо чтимая икона Св. Димитрия из Фессалоники, изображающая святого с воздетыми к небу руками. На поклонение иконе стекалось несметное количество народа.

Еще одной важной святыней обители была икона Пресвятой Богородицы, написанная Евангелистом Лукой. Она была прислана из Палестины в дар царице Пульхерии ее невесткой Евдокией афинянкой. В 1261 году, после изгнания из Константинополя латинян, Михаил Палеолог, достигнув Золотых ворот, не вошел в город, но, остановившись за стенами, велел принести туда эту икону. Вхождение Палеолога в Константинополь совершалось через Золотые ворота необыкновенно торжественно и с особым благоговением. Икону несли впереди, а за нею царь и свита следовали пешком, «шагом мерным», показывая тем самым, что заступничеством именно этой Святой иконы они возвратили себе Константинополь.

С иконой связана интересная легенда. Для того чтобы спрятать икону во времена иконоборческого периода, ее поместили в нише стены монастыря. Рядом с иконой поставили зажженную лампаду, а нишу замуровали. Прошло более двухсот лет. Не осталось никого, кто мог бы знать место нахождения иконы. Но когда ее все же нашли, лампада, поставленная рядом с иконой двести лет назад, продолжала гореть.

Рядом со стенами Храма был погребен Мануил Комнен (1143).Могила до нашего времени не сохранилась. Мануилом Комненом в храме была размещена важная святыня - камень, на котором пречистое Тело Иисуса Христа после снятия с Креста, было обвито плащаницей. Камень этот, находившийся ранее в Эфесе, Комнен перевез в Константинополь и положил во дворце, откуда затем перенес в обитель Вседержителя 6-го августа в день Преображения Господня. Сам император со свитой приходил в обитель для слушания Божественной Литургии. Кроме Иоанна и Мануила Комненых рядом с обителью погребены Ирина (супруга Андроника старшего), Мануил Палеолог и два его сына - Феодор и Андроник.

Именно в этом монастыре был создан чин предания анафеме. В царствование латинян обитель была обращена в латинскую церковь. Незадолго до падения Константинополя, когда византийцы, по выражению Паспати, одурели от страха и от турков и от неправославных требований европейских латинян, в ограде Храма обители собрались все, не принимавшие соединения церквей – монахи, монахини, игумены, иереи и весь народ, и изрекли анафему всем, желавшим соединения.

Нынешнее название обитель получила по имени одного ученого мусульманского муллы Зейрека, который после взятия Константинополя, поселился здесь поблизости и организовал религиозную школу.


Другие фотографии:

(эти фотографии с сайта www.panoramio.com )

   

 

Hosted by uCoz